Маршруты выхаднога дня

Маршрут выходного дня для детей и родителей.

«Прогулка  с посещением Памятника павшим советским воинам за освобождение и независимость Родины»

Вид маршрута: пеший.

Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.

Общее расстояние от ГУО «Детский сад д.Ёдки» до памятника: 1км 340м.

Продолжительность по времени: 1 час (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).

Место: кладбище д. Новицкие - 2

По ходу маршрута  дорога грунтовая.

Опасные участки по ходу маршрутов:

  • переход проезжей части;
  • движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

  1. Спросите у ребёнка знает, ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
  2. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
  3. Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

4 Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

5.Спросите у ребенка: «А в нашем городе есть памятники воинам ВОВ?».

Описание маршрута

Памятника советским воинам и партизанам

Братская могила советских воинов и партизан
Памятник советским воинам, погибшим в ВОВ, находится на кладбище в м. Новицкие-2. Похоронены воины и партизаны, которые погибли в ВОВ в 1941-1944 гг. В 1967 г. на могиле поставлена стела.

Обратите внимание ребёнка на гранитную стеллу с высеченной надписью.

         Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома.

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

 

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.
Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!Ольга Маслова

(Ольга Маслова)

***

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

***

Примерные задания после завершения прогулки

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья посуды).

 

Маршрут выходного дня «Лидский замок»

Название: Лидский замок.

Возраст ребенка: старший дошкольный возраст.

Время работы: со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:30

Вид маршрута: автомобильная, пешеходная

 Ход маршрута: на автомобиле

Доехать до «Дома ремесел»

Далее пешим ходом по тротуару

  • памятник Вечный огонь (слева),
  • детская музыкальная школа (слева)

Дойдя до перекрестка, соблюдая правила дорожного движения,  по   зеленому сигналу светофора переходить проезжую часть.

  • памятник Ф. Скарыне (слева),
  • Костел Воздвижения Святого Креста
  • гостиница «Лида» (слева)

 Далее по пешеходному переходу переходим проезжую часть.

  • памятник Гедимину

Повернуть налево и следовать прямо.

  • Сквер (слева)

 Продолжать  следовать прямо  ко входу в Лидский замок (слева).

  1. Опасные участки дороги: движение вдоль проезжей части, переход перекрестка, переход проезжей части по пешеходному переходу.
  2. Что с собой взять: вода, стаканчики.
  3. Содержание прогулки:

Поинтересоваться у ребенка, что он знает о Лидском замке?

Рассказать, что Лидский замок (замок Гедимина)  был построен для защиты от крестоносцев. Это самый старый и самый осаждавшийся из белорусских замков, дошедший до наших дней. 

Возводить замок в Лиде начали в 1323 году по приказу князя литовского Гедимина. На тот момент город входил в состав Литвы.

Замок был сооружён из бутового камня и кирпича, имел в плане форму неправильного четырёхугольника с двумя угловыми башнями и был поставлен на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек Лидея и Каменка, с севера — рвом шириной около 20 м, который соединял эти реки и отделял замок от города.

Замок возвели за рекордный для того времени срок – 7 лет, потратив на его возведение полтора миллиона кирпичей. В результате за стенами разместились не только оружейные склады, но и жилые помещения, сараи для скота, церковь и даже тюрьма.

В 1383 году после штурма замок взяли крестоносцы и частично разорили его. В 1392 году  Лидский замок  был захвачен отрядами немецких и английских рыцарей.

Замок неоднократно отбивался от нападений: в 1406 — от отрядов смоленского князя Юрия Святославича, в 1433 — от армий князя Свидригайлы, в 1506 — от отрядов крымских татар. Летом 1659 года замок штурмом захватила армия Московского княжества.

Во время Северной войны (1700—1721) замок был дважды разрушен шведами, которые взорвали его башни.

В 1794 году повстанцы Костюшки защищались в руинах замка от российской армии.

В 1892 году Лида сгорела, причём огонь уничтожил весь центр, включая здание ратуши XVIII в. Городские власти начали разбор и распродажу замковых строений, используя их для восстановления города. С откосов замкового холма стали брать песок. Тогда были почти целиком уничтожены остатки юго-западной башни и разобрана часть западной стены.

В 1920-х годах замковые строения были чуть подновлены польскими реставраторами. На месте повреждённого северо-западного угла появились деревянные ворота, через которые можно было попасть на замковое подворье.

В 1941 году на территории крепости действовал лагерь для военнопленных. 

В 1955 году Лидский замок вошёл в список памятников архитектуры, взятых под государственную охрану, хотя это и не остановило его разрушения. 

2006 году была восстановлена юго-западная башня, новые стены и деревянная галерея.

Что посмотреть и чем заняться

Посещения Лидского замка организовываются сотрудниками городского музея. 

Одна из самых популярных программ – «Твердыня Гедимина», в которую, помимо обзорной экскурсии, входит театрализованное представление на тему средневековой жизни и интерактивные игры. 

Экспозиция «Сумерки Средневековья», освещают историю наказания для сплетников, обжор и прочих нарушителей библейских заповедей, используя ужасные орудия (испанский сапог и др.). 

Гуляя по залам крепости, невозможно пройти мимо пары манекенов в роскошных одеяниях. Это фигуры внука Гедимина – князя Ягайло и его супруги – Софьи Гольшанской, сочетавшихся браком в стенах Лидского замка. Жениху был 71 год, а его невесте – всего 17. Неподалеку от именитой пары находится стол с бутафорским свадебным пиршеством.

В галереях и выставочных залах замка можно обнаружить рыцарские доспехи, которые не возбраняется примерить. 

Для детских коллективов в Лидском замке организовываются увлекательные игровые программы вроде «Путешествия в прошлое» с разнообразными мастер-классами. Записываться на мероприятие нужно заранее. 

В Лидском замке проводятся фаер-шоу и зрелищные представления, на которых дерутся удалые бородачи.

В замке Гедимина можно запастись оригинальными сувенирами. В крепости проходят передвижные выставки.

Что рассказать детям

Замок возник в 1323 году по приказу князя Великого княжества Литовского Гедимина. Натиск крестоносцев на белорусско-литовские земли в те годы достиг наибольшей силы. Город нужно было защищать.

Согласно одной из легенд:

Во время возведения  Лидского замка в окрестностях почти не осталось камней. Тогда был издан строгий приказ не впускать в Лиду ни пешего, ни конного без камней: «Конному – целый воз камней привезти, а пешему – хотя бы один вместо пропуска сдать за воротами страже.

Лидский замок был окружен  искусственным глубоким рвом, реками Каменка и Лидейка.

Легенда гласит:

Дочь Гедимина, красавица Лида, была влюблена в местного пастуха. Отец же хотел выдать ее замуж за пожилого, но очень влиятельного князя, на что получил категорический отказ строптивицы. Чтобы разлучить влюбленных, девушку заточили в одну из башен. Именно из нее Лида спрыгнула вниз в реку. Осознав свою ошибку, Гедимин велел назвать местность, на которой стоит замок, в честь своей дочки Лиды, а реку – Лидейкой.

Одна из легенд Лидского замка связана с  войной с рыцарями-захватчиками, крестоносцами. (12.1394 г.):

Во время обороны  недолго правящий Лидским замком князь Дмитрий Корибут, решил, что силы неравны,  испугался и через черный ход в южной стене покинул замок.  Но своим воинам велел защищать укрепление до последней капли крови. Все дружинники честно сражались с врагами,  Но силы были неравны и дружинники погибли…  С тех пор их призраки якобы бродят по старинным галереям.

Через два года крестоносцы сделали еще одну попытку разграбить  Лидский замок, но на подступах к Лиде были разбиты.

 Есть предположение, что изображенный лев – это символичное напоминание о смелости лидян, которые «боролись как львы». Лидская хоругвь участвовала в Грюнвальдской битве. Героическим событиям именно той поры был посвящен герб города Лида.

С Лидским замком связана еще одна мистическая легенда - о соснах:

Рассказывают, что много столетий назад сюда пришли 9 монахов-францисканцев проповедовать христианство. Но местные жители –язычники убили ммонахов и сбросили тела в яму у замка. На этом месте выросли стройные сосны. Однажды крестьянин спилил ветку, и из нее выступила кровь.

С той поры уже ни один человек не осмеливался поднять руку на деревья. Но в 40-х годах ХХ столетия сосны вырубили.

А еще рассказывают, что

На берегу Лидеи, в юрте по соседству с замком  жил прямой потомок легендарного Чингисхана – Тохтамыш, возглавлявший Золотую Орду. После поражения  хан  бежал  на берег Лидеи и  прожил  здесь  два с половиной года.

Были в жизни города и торжественные моменты:

В замке широко и блестяще отмечался брак 73-летнего короля Ягайло с 17-летней невестой. У короля до этого события было три жены. Но подарить сыновей великому князю смогла  только Софья Гольшанская.

Лидский замок имел весомое значение для обороны белорусских земель.  Но в  начале XVIII столетия был  разрушен.  Враги подорвали углы и башни и Лидский замок утратил стратегическое значение.

Со временем разрушенные стены замка стали источником вдохновения для живописцев и графиков. На берегах Лидеи писали акварельные рисунки и графические листы Иосиф Пешка, Викентий Дмоховский, Василий Грязнов, Наполеон Орда, Язеп Дроздович.

А также слагали стихи.

Стойкий каменный рыцарь Беларуси

Он стоит, освященный годами. Он стоит, одаренный судьбой. Разрушаемый злыми врагами, И воссозданный силой родной… Кто же этот герой?– Благодатный воинственный замок, Сохранивший мощь стен в наши дни. Возвышается каменной статью, Возрождается из руин.

Окруженный легендами, тайной Гедеминова крепость славна! Лидский замок– отрада людская, Сила и мудрость через года.

 

Маршрут выходного дня «Памятник воинам-железнодорожникам»

Вид маршрута: автомобильный.

Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст.

Общее расстояние: от ГУО «Детский сад аг.Ёдки» до «Памятника воинам железнодорожникам» 4,3 км.

Продолжительность по времени: 1-1,5 часа (в зависимости от интереса ребенка и степени самочувствия).

Опасные участки по ходу маршрута (определены и зафиксированы на карте):

- переход проезжей части;

- переход перекрестка;

- движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Как добраться:

автомобилем: координаты GPS: 53.871837, 25.318617.

Памятник воинам-железнодорожникам установлен на пересечении проспекта Победы и ул. Энгельса недалеко от железной дороги и железнодорожного переезда, въезда в город с Минского направления.

Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту

  • Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне (далее - ВОВ).
  • Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.
  • Спросите у ребенка: «А в нашем городе Лида есть памятники воинам ВОВ?». Памятники города Лиды, посвящённые Великой Отечественной Войне:
  1. Обелиск на увековечивание памяти 32 рабочих и служащих, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков (на улице Фабричной, в сквере около Дворца культуры обувной фабрики).
  2. Памятник "Пушка 76 мм" воинам 3 гвардейского кавалерийского корпуса, участвовавшим в освобождении Лиды от немецко-фашистских захватчиков 8 июля 1944 года» (возле Лакокрасочного завода по улице Качана и перенесен сюда с перекрестка улиц Ленинской и Советской).
  3. Курган Бессмертия.
  4. Памятник-стела и 7 мемориальных плит с фамилиями погибшихна братской могиле (по улице Мицкевича, в городском парке культуры и отдыха. Здесь похоронено 7 воинов, которые погибли в 1944 г.).
  5. Памятник в честь воинов-освободителей.
  6. Памятник в честь памяти подпольщиков и партизан.
  7. Памятник в честь воинов-освободителей и партизан Лидской зоны.

Ход экскурсии:

Паровоз установлен как памятник в октябре 2008 года к 685-летию города и посвящен воинам железнодорожникам, которые освободили город во время Великой Отечественной войны. С двух сторон от памятника высажены клумбы с цветами. На центральной части постамента закреплена памятная табличка: «Воинам железнодорожникам, участвовавшим в освобождении г. Лида в годы Великой Отечественной войны». Паровоз выкрашен в черный с красным цвет и имеет довольно реалистичный вид, будто настоящий паровоз стремится выехать на проезжую часть.

Информация для родителей. В годы оккупации в Лиде активно действовали подпольщики. Многие из них и пожить-то толком не успели...

Они были совсем юными. В годы Великой Отечественной войны в оккупированной фашистами Лиде они создали подпольную сеть и оказали серьезное сопротивление врагу, действуя на предприятиях города, железной дороге, электростанции. Они любили жизнь, но каждый день смотрели смерти в лицо, потому что любили свою Родину. Они хотели, чтобы страна поскорее снова свободно вздохнула и набрала полные легкие мирного воздуха. Их имена: Михаил Игнато, Александр Климко, Мария Костромина, Матрена Наказных.

В сороковые годы прошлого века Лида, как и сейчас, была важным железнодорожным узлом, через который ежедневно проходили десятки составов с различными грузами военного назначения и живой силой. Утром 27 июня 1941 года в Лиду вошли немецкие войска. Установился оккупационный режим. Весь район превратился в мощный опорный узел немцев, насыщенный живой силой и техникой врага. В оккупированном городе начался кровавый террор: фашисты добивались исполнения «нового порядка», каждые две недели на территории местной тюрьмы расстреливали по 25—30 человек — представителей интеллигенции, церкви. А осенью 1941-го местные патриоты, знавшие друг друга по совместной работе и учебе, бывшие военнослужащие Красной Армии начали объединяться. Центром подполья стала партийно-комсомольская группа на железнодорожном узле, которую организовали коммунист Михаил Игнатов и комсомолец Александр Климко. Со временем подпольная организация разрослась до 35 человек. В конце 1943 года в городе работали четыре самостоятельные подпольные группы: на железнодорожном узле, в авиамоторных мастерских, в немецком госпитале и даже в самом гебитс­комиссариате.

Первое время молодые люди слушали приемник со сводками Совинформбюро, писали от руки листовки, проводили агитационную работу среди земляков. А позже, когда группа установила связь с партизанскими отрядами «Искра» и «Балтиец» имени Ворошилова, выполняли задания разведывательного и диверсионного характера. Из партизанских отрядов молодые подпольщики получали мины и взрывчатку, а также листовки, сводки Совинформбюро, экземпляры газеты «Уперад», которые распространяли среди населения. Это был большой риск. Случались в городе и террористические акты против глав оккупационной власти. Немцы жили как на пороховой бочке. И никто не знал, кто стоит за этими терактами, кто, рискуя собственной жизнью, так отчаянно борется за свободу родного города.

Подпольщики совершали диверсии на предприятиях, железной дороге, электростанции, собирали и прятали оружие, боеприпасы, оказывали помощь военнопленным, поддерживали связь с партизанскими отрядами «Искра» и «Балтиец», которые действовали на территории Лидского района.

Бесстрашный машинист. Михаил Игнатов был простым железнодорожником. Родился в 1910 году в Липецкой области. В 1923-м окончил пять классов школы и семь лет работал в колхозе, затем — в Москве на железной дороге кондуктором, а после переезда семьи в 1931 году в город Каширу Московской области — в Каширском локомотивном депо: кочегаром, помощником машиниста, машинистом. В Воронеже окончил шестимесячные курсы машинистов паровоза и в 1939-м был командирован на работу в Западную Беларусь – в Лиду, где требовались квалифицированные специалисты-железнодорожники. Переехал вместе с семьей, которая все тяготы оккупации пережила вместе с ним в Лиде.

Михаил Игнатов, работая машинистом паровоза, брал с собой в рейс мины замедленного действия, которые в пути следования подкладывал под другие паровозы, выводя их из строя. Ближайший соратник Игнатова комсомолец Александр Климко был коренным лидчанином, профессию получил в Белостокском железнодорожном ремесленном училище, во время войны работал слесарем в Лидском паровозном депо. А Матрена Наказных и Маша Костромина были совсем девчушками: в 1941-м окончили лидскую среднюю школу № 1. В 1940 году обе переехали в Лиду с семьями родителей, которых направили на железнодорожный узел: одна — из Липецкой области, другая — из Амурской. Отец Матрены Наказных работал на железной дороге вместе с Игнатовым.

Есть данные, что в 1942 году подпольщики сожгли построенное гитлеровцами вагонное депо и завод по изготовлению конструкций для бункеров и блиндажей, подорвали поворотный круг в депо. В феврале 1943-го Александр Климко и Леонид Холевинский взорвали бензосклад. Летом того же года магнитной миной, подложенной Климко, был подорван восстановленный поезд. В феврале 1944 года «неуловимые мстители» подорвали министерский салон-вагон Восточной железной дороги, уничтожили бронированный вагон на станции Лида, а также дом на улице 17 Сентября, в котором располагалась железнодорожная ­охрана.

За пять дней до долгожданной свободы. Лидское подполье действовало почти до конца оккупации. Немцы предпринимали все новые и новые попытки разоблачить подпольщиков, но фортуна долгое время была на стороне молодых патриотов, которые, рискуя жизнью, боролись с фашистским режимом.

Однако весной 1944 года по подполью был нанесен сокрушительный удар. 4 мая в квартире Игнатова агенты «абвергруппы-307» арестовали связную партизанского отряда «Балтиец», которая, не выдержав пыток, раскрыла явочные квартиры подпольщиков. Очевидцы вспоминают, что в ночь арестов гестаповцы возили ее на машине опознавать боевых товарищей. Той ночью уцелело лишь несколько человек.

Михаила Игнатова арестовали, забрали в гестапо прямо из депо, а к нему на квартиру направили двоих полицейских и гестаповца, чтобы забрать семьи. Но его жене с детьми удалось сбежать, их укрыли в партизанском отряде. Гестаповцы жестоко пытали Игнатова, требуя раскрыть имена всех подпольщиков и связных, однако ничего от него не добились. 23 июня 1944 года после жестоких пыток (у него были раздроблены суставы рук, выбиты зубы, искалечены лицо и тело) его расстреляли во дворе тюрьмы. Ему было всего 33 года.

А за пять дней до освобождения Лиды, 3 июля 1944 года, в двух километрах севернее города на опушке леса (нынче — микрорайон Рыбиновского) фашисты устроили массовый расстрел комсомольцев-подпольщиков — более сорока человек. Смерть встретили Александр Климко, Анатолий Качан, Матрена Наказных, Зоя и Леня Кудачевы и другие патриоты — лучшие представители молодого поколения Лидчины. А Маша Костромина, став бойцом отряда имени Ворошилова, принимала участие во многих боевых операциях против гитлеровцев и погибла в бою у деревни Жемыславль Ивьевского района.

Подпольная деятельность в нашем городе вместе с партизанским движением сделала свое дело в борьбе с оккупантами и приблизила освобождение. Накануне изгнания из города немецко-фашистских захватчиков на Лидчине действовало 6 партизанских бригад, в которые входили 26 партизанских отрядов с общим количеством около 5 тысяч бойцов.

Лида была освобождена 8 июля 1944 года в течение трех часов в результате мгновенной атаки трех конных полков практически без потерь и сопротивления.

В память о воинах-железнодорожниках, участвовавших в освобождении Лиды от фашистских захватчиков, на углу проспекта Победы и улицы Камышовой на пьедестале установлен отреставрированный паровоз выпуска 1945 года. А на территории локомотивного депо о подвиге подпольщиков напоминает стела с надписью: «Здесь с декабря 1941 г. по июнь 1944 г. действовало партийно-комсомольское подполье, центром которого была партийно-комсомольская группа на железнодорожном узле: Игнатов Михаил Николаевич, Климко Александр Александрович, Качан Анатолий Гаврилович, Наказных Матрена Константиновна, Костромина Мария Ивановна, Холевинский Леонид Федорович, Кудачев Леонид Федорович».

Лида помнит. На опушке соснового леса, где приняли мученическую смерть более сорока подпольщиков и партизан Лидчины, сооружен монумент, установленный в 1966 году по проекту архитектора Сосновского. Сюда приходят потомки, чтобы поклониться бесстрашным землякам, вставшим на защиту родной земли. Здесь проходят митинги и акции Памяти. В этом месте особенно остро чувствуется связь времен и неудержимая сила духа поколения, которое прежде думало о Родине, а потом о себе.

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (Погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (Минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

  • После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках, утолить жажду, отдохнуть.
  • Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
  • Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.
  • Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем к использованию дополнительный материал с играми, стихами, загадками и упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте и дома:

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.       Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,        Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.       Покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,         Ладонь вверх, пальцы растопырены,    

Сильными и смелыми.          Сжимаются и разжимаются.  

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти – все бойцы

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

Два — сметливых молодца.

Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

(Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Сжимают и разжимают пальцы. Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие. Показывают указательные пальцы. Показывают средние пальцы. Показывают безымянные пальцы. Показывают мизинцы. Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке. Сжимают и разжимают пальцы. Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их. Хлопают в ладоши).

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку

или заучить дома.

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

 

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

(Н. Найденова)

Я мечтаю стать солдатом

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

(Ирина Червякова)

 

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

(Анна Штро)

Примерные задания после завершения прогулки:

 - предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;

 - сделайте вместе с ребенком поделку паровоза (можно использовать губки для мытья посуды).

 

Маршрут выходного дня «Вечный огонь»

Вид маршрута: автомобильный.

Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.

Общее расстояние от ГУО "Детский сад аг. Ёдки" до Вечного огня: 7 км.

Продолжительность по времени:2-3 часа (в зависимости от интереса  ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Опасные участки по ходу маршрутов:

— переход проезжей части;

— переход перекрестка;

— движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Лида есть памятники воинам ВОВ?» 

Ход экскурсии:

Памятник в честь воинов-освободителей и партизанской зоны стоит в красивом месте, в центре города, возле Дома традиционных ремёсел "Спадчына". Памятник открыт 9 мая 1965 года. Автор - архитектор Ю. М. Кишик. Памятник состоит из мраморной плиты, на которой укреплён мраморный блок.

Обратите внимание ребенка на внешний вид мемориала. 

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

 

Маршрут выходного дня «Памятник князю Гедымину»

Вид маршрута: автомобильный.

Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст.

Общее расстояние от ГУО «Детский сад аг. Ёдки» до «Памятника князю Гедымину»: 6,9 км.

Продолжительность по времени: 1-1,5 часа (в зависимости от интереса ребенка и степени самочувствия).

Опасные участки по ходу маршрута определены и зафиксированы на карте:

- переход проезжей части;

- переход перекрестка;

- движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Памятник в Лиде, посвященный великому князю литовскому, основателю Лидского замка. Находится в сквере 600-летия Лиды, на углу улиц Грюнвальдской и Замковой, у северной стены замка в 2019 г.

Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту:

  • Спросите у ребенка знает ли он для чего в древности строили такие замки?
  • Расскажите ребенку, что Лидский замок – уникальный памятник оборонительного зодчества. Строительство замка было начато почти 700 лет назад великим князем Великого княжества Литовского Гедимином. В следующем году город отмечает 700 лет с дня основания. Замок возводился на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек Лидея и Каменка и рвом, соединяющим эти реки с юга и отделяющим замок от города. За свою историю замок выдержал множество битв и осад.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о рыцарях?»
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
  • Спросить у ребенка знает ли он легенду о происхождении названия нашего города.

Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место.

Ход экскурсии:

Памятник Гедымину в Лиде установлен в «сердце» города у стен знаменитого Лидского замка. Торжественное открытие монумента произошло в сентябре 2019, когда город отмечал свой 696-й День рождения.

Гедымин – великий князь литовский, правивший с 1316 по 1341 год. Он славится тем, что в годы правления значительно расширил границы Великого княжества Литовского, тем самым объединив и включив почти все белорусские земли в состав единого могущественного государства. При Гедымине были присоединены к ВКЛ такие города как Брест, Гродно, Полоцк, Минск, Витебск, Туров, Пинск, Лида. В тоже время князь вел ожесточенную борьбу с Тевтонским и Ливонским орденом, совершал походы на Волынь и Киев. При нем была перенесена резиденция из Новогрудка в Вильню, ставшую впоследствии столицей Великого княжества Литовского. По поручению Гедымина 1323 году началось возведение Лидского замка, который входил в линию защиты против крестоносцев и служил перекрытием пути в центр княжества. Однако в конце XIV века после грандиозного штурма враги захватили замок и частично разорили его.

Гедымин считается основателем города Лида – шестиметровая скульптура весом более 2,5 тонны была установлена на постамент у замка во славу великого князя. Взору открывается величественный бронзовый всадник на коне. Постамент облицован гранитом в цвет Лидского замка. На нем есть надпись «Гедымiн» и изображение геральдического знака Великого княжества Литовского – «Калюмны».

Над созданием монумента трудились скульпторы Сергей Оганов и Ольга Нечай. Инициатором установки конной скульптуры великого князя Гедымина стало руководство города.

  • После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках, утолить жажду, отдохнуть.
  • Можно прогуляться по городу мастеров у стен Лидского замка, приобрести понравившиеся сувениры.
  • Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.
  • Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем Вам дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте и дома:

Придя домой, можно позвать своих друзей и устроить рыцарский турнир.

1 тур «ФЕХТОВАНИЕ».

У каждого из детей гимнастическая палка-меч. Ребята делятся на пары, стараются фехтовать палкой. Играет музыка. Играют по двое.

 2 тур «ВЕРХОВАЯ ЕЗДА»

На Лошади (швабре) проскакать между кеглями, обежать ограничитель и вернуться на место. Участвует вся команда. Победит та команда, которая придет на финиш первая, не нарушив правила.

3 тур «НАБРАСЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА СТОЙКУ»

Ребята должны попасть кольцом на стойку.

4 тур «ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»

Мяч у участников между ног. Нужно пропрыгать с ним до ограничителя и обратно.

5 тур «НА ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА»

Вопросы командам:

  • Кто должен первым здороваться: взрослый или ребёнок? Девочка или мальчик?
  • К тебе пришли гости и нечаянно поломали твою любимую машину. Что ты будешь делать?
  • Нашу группу везут на экскурсию по городу. Кто должен первым зайти в автобус?
  • Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть или которая тебе не нужна, что ты скажешь человеку, который тебе её подарил?

6 тур «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» 

Участники встают по разные стороны каната. По сигналу каждая из команд тянет его на свою сторону. Победит сильнейшая из команд.

7 тур «МЕТКИЙ СТРЕЛОК»

Для игры понадобиться небольшая корзинка или детское пластиковое ведерко и веревка. Корзинку подвешивают так, чтобы она могла раскачиваться, как маятник. Для более равномерного движения на дно можно насыпать немного земли или песка. Двое играющих встают в нескольких метрах от корзинки, повернувшись лицом в одну сторону, и пытаются забросить в нее какие-нибудь мелкие предметы, например камешки. У одного игрока — камешки темного цвета у другого — светлые.

Также можно использовать желуди, шишки и т. д. Игра заканчивается, когда корзинка перестает качаться. Из нее высыпают содержимое и подводят итоги игры. Выигрывает тот, чьих предметов в корзинке больше.

 

Желаем вам приятно провести время!

 

Маршрут выходного дня семьи «Лидский историко-художественный музей».

падрабязней...

Маршрут выходного дня «Обелиск частям-освободителям г. Лиды – памятный знак воинам-интернационалистам «Журавли»

падрабязней...

Маршрут выходного дня для детей и родителей. «Прогулка  с посещением Памятника павшим советским воинам за освобождение и независимость Родины»

падрабязней...

Маршрут выходного дня для детей и родителей. «Прогулка  с посещением Памятника павшим советским воинам за освобождение и независимость Родины»

падрабязней...