Падрыхтоўка да школы

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребёнок переступит её порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг, родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьёй.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Собираемся в школу

Собираемся в школу

Август пролетит – и детвора снова сядет за парты. Уже сейчас родители школьников думают о том, как собрать детей в школу. Форма, канцелярия, рюкзаки и сумки – традиционно, из года в год, это основная «головная боль» родителей.

Школьникам не рекомендуется пользоваться портфелем – постоянное ношение его в одной руке вызывает перекашивание верхнего плечевого пояса и может повлечь за собой нарушение осанки. Рекомендуется приобретать ранец или рюкзак с плечевыми ремнями, позволяющие переносить школьные принадлежности на спине, что способствует более равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки учащегося. Кроме того, важным параметром при выборе ранца является его вес, который для учащихся 1-4 классов не должен превышать 700 г. Размеры ранца или рюкзака должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам учащихся и обеспечивать удобство при ношении. Таким образом, оптимальные размеры ранцев для учащихся должны быть следующими: высота – 300-360 мм, длина – 220-260 мм, ширина – 60-100 мм. Также при выборе ранца обратите внимание на наличие светоотражающих элементов и возрастной направленности, указанной на маркировке.

При выборе канцелярских товаров необходимо покупать только самое необходимое, так как масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) также регламентируется гигиеническими требованиями: для учащихся 1-2 классов она предусматривается не более 1,5 кг.

Особое внимание следует уделить выбору одежды школьника.

Текстильные материалы, из которых изготавливается детская одежда и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям санитарно-химической, физико-гигиенической и биологической безопасности, а также обладать теплозащитными свойствами, гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, устойчивостью к стирке, поту и сухому трению.

Для потребителя гарантией качества товара является маркировка, которая должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации, представленной на русском или белорусском языке, должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии); единый знак обращения на рынке (ЕАС).

Обувь, как минимум внутри, должна быть сделана из натуральных материалов, подошва должна быть гибкой. Каблук для школьников 8-12 лет не должен превышать 2 см. Спортивная обувь должна быть удобной, исключающей травмирование.

Правильно подобранная одежда, обувь и школьные принадлежности помогут создать благоприятные условия для обучения ребенка и будут способствовать нормальному росту и развитию ребенка, укреплению его здоровья и профилактике различных заболеваний.

(По материалам ГУ "Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии")

згарнуць

ДОРОС ЛИ РЕБЁНОК ДО ШКОЛЫ? ( Личностная готовность).

ДОРОС ЛИ РЕБЁНОК ДО ШКОЛЫ? ( Личностная готовность).

Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка, следовательно, и реализация этой задачи должна осуществляться в соответствующем ключе.

Конечно же, важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Как на тревожный сигнал медики указывают на то, что больной ребёнок усваивает программу за счёт  «сверхнапряжений», перегрузок, которые впоследствии самым негативным образом сказываются не только на физическом здоровье, но и на психическом здоровье ребёнка. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки.  Уверенными, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Однако, когда речь идёт о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьёзно позаботиться о психологической готовности.

Требования, которые предъявляет к ребёнку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома.  Они связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребёнка, с тем новым местом, которое он начал занимать в обществе с поступлением в школу, а также с особенностями учебной деятельности как главной в младшем школьном возрасте. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. В противном случае дошкольная линия развития тормозиться, а школьная не может полноценно начаться.  Неготовность ребёнка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности.

Следовательно, очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребёнок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни.

згарнуць

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ. ( Мотивационная готовность)

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ. ( Мотивационная готовность)

Во многом задачу по подготовке ребёнка к школе можно считать решённой, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней, если школа привлекает старшего дошкольника главным образом новой интересной и серьёзной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребёнка, и для окружающих взрослых.

Тяга ребёнка учиться в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно встретить и таких детей, которые боятся идти в школу. Чаще всего причиной такого отношения является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как ты будешь учиться?» - а это очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.

Понятной становится боязнь и тревога этих детей, связанная с поступлением в школу, ведь у них уже заранее сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придётся учителю уделять им, чтобы завоевать их любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать правильное отношение к школе, учителю.

Если же ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет, и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает их небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.

згарнуць

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ. (Социальная готовность).

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ. (Социальная готовность).

Изменяются и с поступлением в школу и отношения ребёнка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности, права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых ребят, с ними он будет учиться, проводить свободное время. Всё это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Учёными доказано, что возможность принятии учебной задачи зависит от характера отношения ребёнка к взрослому, точнее, от того, как ребёнок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающегося к нему взрослого. Успешность школьного обучения тесно связана с возникновением у ребёнка конкретной способности к контекстному общению с взрослым. Контекстное общение – это определённый уровень произвольности поведения ребёнка в общении с взрослым, при котором деятельность первого сознательно подчинена принятой задаче и соответствующим ей условиям, правилам, требованиям. Сознательно принятая ребёнком задача и её требования будут определять контекст общения с взрослым, истинный, подлинный смысл высказываний и действий ребёнка в ситуации общения. Иными словами, ребёнок, прежде всего, должен уметь правильно воспринимать учителя, его действия и слова.

Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителя: дети либо относятся к нему примерно так же, как и к своей маме или воспитательнице, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств. В этом случае дети просто не могут адекватно отнестись к тем задачам, которые он ставит перед ними.

згарнуць

Физическая готовность детей к обучению в школе

Физическая готовность детей к обучению в школе

Необходимо определить готовность ребенка до поступления в школу. Доказано, что у неготовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация, приспособление к школе, у таких детей в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья. 

Специалисты отмечают , что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Они связывают такое положение с ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей. Настораживает и тот факт, что среди «школьно-незрелых детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек. 

Справедливости ради следует сказать о том, что среди детей с различными формами «школьной незрелости» больше детей, не посещающих учреждение дошкольного образования. Исследования показали, что дошкольное воспитание помогает нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие здоровья детей. 

Под физической подготовленностью детей к школе понимается соответствие развития движений требованиям программы воспитания и обучения. 

Задания, направленные на выявление
физической подготовленности детей к обучению в школе. 

  1. Выявление показателей правильности развития основных движений по Е.Г. Леви-Гориновской. Овладение детьми школой мяча: бросание, ловля, забрасывание мяча в баскетбольную корзину, ведение мяча, различные манипуляции с мячом.  
  2. «Челночный бег» - 10м. Х 3 с. 
  3. Бег с высокого старта - 10 м. 
  4. Измерение способности удерживать равновесие. Модифицированная поза М.И. Ромберга: стойка на полу, носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги; стопы расположены на прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги; руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед (взгляд ребенка фиксирован). 
  • Простоять в позе руки по швам 15 секунд; 
  • Вытянуть руки вперед, простоять еще 5 секунд; 
  • Закрыть глаза и простоять в данной позе еще 15 секунд. 

Ошибкой и прекращением выполнения заданий считается схождение с места, поворот, переступание, смещение пятки или носка с линии, сильные покачивания из стороны в сторону. 

Оценка координации движений.

Выполнение заданий во время ходьбы: 

  • Шаг левой ногой, правая рука вверх, шаг правой ногой, левая рука вверх, правая на плечо, левая на плечо, правая рука вниз, левая рука вниз и т.д .
  • Во время ходьбы перекрестная смена положений рук: руки в сторону, вверх, на плечи, на пояс.

Подвижные игры. 

Выяснить знание детьми названий подвижных игр, их количество. Умение детей организовывать знакомые им подвижные игры. Объяснять их. Умение придумывать варианты подвижных игр. 

згарнуць

Как подготовить ребёнка к школе

Как подготовить ребёнка к школе
Уважаемые родители!
Вот вы стоите вместе с детьми на пороге школы. Вы готовы перешагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребёнок к школе? Готовы ли вы помочь ему в подготовке? Для того чтобы достичь хороших результатов в этой работе, воспользуйтесь нашими советами:
1. Хвалите ребёнка за любые, даже незначительные успехи.
2. Наберитесь терпения, исключите из общения с ребёнком окрики и резкость.
3. Если у ребёнка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.
4. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
5. Ребёнок должен знать домашний адрес, уверенно называть
имена, отчества родителей.
6. Учите ребёнка удерживать внимание на выполнении одного
задания в течение 10 - 15 минут.
7. Различает ли ваш ребёнок правую, левую стороны?
8. Повторяйте с ребёнком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.
9. Предлагайте ребёнку решать простые задачи в одно действие.
10. Знакомьте ребёнка с цифрами.
11. Учите ребёнка сравнивать предметы по величине.
12. Тренируйте навык прямого (до 10) и обратного (от 10) счёта.
13. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
14. Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам.
Например, стол, стул, шкаф - это мебель и т. д.
15. Внимательно относитесь к здоровью ребёнка. Хорошее здоровье - залог успешного обучения в школе!
Желаем успехов!
 
 
згарнуць

Организация режима дня, питания, быта школьника

Организация режима дня, питания, быта школьника

Заканчивается август, а с ним и летние школьные каникулы. Приближается новый учебный год со всеми его радостями и трудностями, нагрузками и весёлыми школьными развлечениями. Каждый учебный год – это большой вклад родителей в процесс превращения школьника в здорового, образованного, уверенного в своих силах взрослого человека.

Одной из обязанностей родителей является организация быта школьника: правильное оборудование рабочего места, продумывание рациона питания, контроль за соблюдением режима дня и обеспечение полноценного по качеству и достаточного по времени сна.

Современные школьники, согласно исследованиям, спят на 1,5-3 часа меньше, чем их родители в том же возрасте. Дефицит сна имеет свойство накапливаться и по пагубному воздействию на организм его можно приравнять к гиподинамии или курению. Человеческий мозг развивается до 21-летнего возраста, в том числе и во время сна, поэтому длительное недосыпание в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга, от которых невозможно избавиться дополнительными часами сна. Именно поэтому хроническое недосыпание более опасно для детей и подростков и влияет на них гораздо сильнее, чем на взрослых.

Ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днём информацию, переводя её в долговременную память. Например, для освоения иностранного языка необходимо учить новые слова, запоминать произношение новых звуков и вырабатывать моторику для правильного произношения этих слов. Словарный запас запоминается определённой структурой мозга во время медленного (глубокого) сна, моторика произношения запоминается во время его поверхностной стадии, а запоминание звуков происходит на протяжении всего сна. Чем больше человек запоминает в течение дня, тем больше сна ему необходимо. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания той информации, которую дети получают в период учебного процесса, то есть, можно говорить о прямой связи сна с уровнем знаний учащихся.

Нехватка сна ведет к накоплению в организме гормона стресса, повышает риск развития депрессии в два раза, что проявляется подростковой нервностью и нестабильностью поведения, перепадами настроения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями. В результате, такие абстрактные цели, как учеба, отступают на второй план, уступая место стремлению к развлечениям.

Следующая проблема, связанная с недостатком сна, это нарушение выработки определённых гормонов, регулирующих рост и развитие детей. Снижение выработки гормона роста, обеспечивающего планомерное развитие всех органов и тканей, приводит к недостаточному физическому развитию детей и подростков (задержка роста и недоразвитие мускулатуры, несоответствие полового развития возрастным нормам), а также к отставанию социального развития с формированием незрелых форм поведения. Гормональный дисбаланс при хроническом недосыпании у взрослых и подростков является также причиной переедания и как результат - ожирения.

Исследования ученых показывают, что, продолжительность сна у школьников начальных классов должна составлять около 10 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 7 часов в сутки. При таком режиме нервная система отдыхает, а организм восстанавливается. Если ребенок ночью плохо спал, ему необходимо поспать 2-3 часа после уроков. Его работоспособность после этого заметно возрастет, улучшится настроение. Спать желательно с открытой форточкой, чтобы обеспечить поступление в спальное помещение лёгких аэроионов, которые, попадая в кровь человека, разносятся по всему организму, участвуют в регуляции основные физико-химических процессов.

Наиболее благоприятное время для учебных занятий дома или в школе приходится с 9 до 13 и с 15 до 19 часов. Ложиться спать школьникам нужно не позже 22 часов. Бодрствование после 22 часов нарушает процессы восстановления организма. При этом неиспользованная на благое дело энергия проявляется на более грубом физиологическом уровне: повышается агрессивность, даже если её никак не проявляют, растормаживается сексуальная сфера. Поэтому увеселительные мероприятия, тусовки и компании в ночное время могут привести к сведению счётов или к неумным притязаниям.

Очень важно организовать правильное питание школьников. Дети должны получать горячую пищу не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. А те дети, которые не завтракают, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Они чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.

Каждый день дети должны получать молочные продукты, отдавая предпочтение традиционным: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане, йогуртам со сроком годности не более месяца. Покупая новые виды продуктов и напитков, обращайте внимание на содержание добавок, консервантов и красителей, которые ложатся тяжёлым бременем на неокрепший организм, перегружая почки и печень. Чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. Не покупайтесь на яркие этикетки и рекламу. То, что на самом деле полезно, обычно не рекламируется. Каждый день дети должны употреблять не менее 5 порций овощей и фруктов (1 порция – это один фрукт или овощ среднего размера, 1 чашка или горсть мелко нарезанных овощей или ягод.)

Ещё одной из многочисленных забот родителей является грамотное и комфортное обустройство пространства для выполнения домашних заданий. Во-первых, у ребенка должен быть собственный стол, соответствующий его росту. Проверить, подходит ли мебель по высоте, можно с помощью правила «прямых углов»: у сидящего школьника коленный, голеностопный и тазобедренный суставы должны быть согнуты под углом 90 градусов. Проследите, чтобы руки лежали на столешнице. Если стол подходит ребенку, его плечо и предплечье также образуют прямой угол. На рабочем столе должны находиться только необходимые вещи: подставка для книг и приспособление для ручек. Можно на стол поставить часы, чтобы дети учились контролировать расход времени и правильно его распределять. Нужно также определиться с местом для книг, тетрадей и других учебных принадлежностей, чтобы они были близко, но не мешали в работе.

Рабочий стол лучше расположить напротив окна. Это обеспечит равномерное и естественное освещение в светлое время суток. Если нет такой возможности, стол ставят боком к окну. При этом нужно учитывать какой рукой пишет ребенок и расположить письменный стол так, чтобы свет из окна падал слева (для правши) или справа (для левши). Еще необходимо позаботиться об искусственном освещении рабочего места, лучше использовать настольную лампу на гибкой ножке.

Очень важным моментом сохранения и укрепления физического здоровья детей являются достаточная двигательная активность и дозированная информационная нагрузка, то есть ограничение времени нахождения за компьютером и у телевизора и разумный выбор количества посещаемых кружков, секций, факультативов.

Важно также научить ребёнка правильно пользоваться мобильным телефоном и аксессуарами к нему, чтобы уменьшить наносимый ими вред. Дело в том, что излучение, которое генерирует мобильная трубка, поглощается тканями головы (клетками мозга, сетчаткой глаза, слуховыми структурами) с повышением в них температуры в среднем на 2 градуса, что может привести к ухудшению зрения и слуха, снижению активности иммунной системы, нарушениям сна, памяти и внимания.

Опасно использование и наушников, которые излучают электромагнитное излучение, охватывая обширные участки мозга. Звук из наушников подается непосредственно на барабанную перепонку и она постепенно теряет свою эластичность, что приводит к нарушению слуховой функции уже в молодом возрасте. Чем громче звук, тем больше страдает барабанная перепонка. При частом использовании телефона или наушников (более 1 часа в день) слух постепенно снижается независимо от громкости звука. Поэтому, разговор по мобильному телефону не должен продолжаться более 3-5 минут, а суточная продолжительность разговоров не должна превышать 30 минут.

Дорогие родители! Помните, что вашей задачей с момента рождения детей является обеспечение их потребностей: в родительской любви, заботе, в образовании, в развитии, в дисциплине, безопасности и здоровье.

Находите время и чаще общайтесь с детьми. Постройте с ними доверительные отношения. Интересуйтесь их жизнью, оказывайте им помощь в решении проблем, поддерживайте их, если они попали в трудную ситуацию, а не прибегайте к упрекам и наказанию.

Работоспособность, стремление к учебе, успеваемость, здоровье ваших детей зависят от вас!

(По материалам ГУ "Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии")

згарнуць

Питание школьников

Питание школьников

В настоящее время, к сожалению, питание некоторой части современных школьников претерпело существенные изменения. Их рацион зачастую состоит из сплошных перекусов и перехватов, питания набегу, в перерывах между уроками, кружками, секциями и другими повседневными делами. И не потому, собственно, что на нормальный приём пищи у них нет времени, а потому, что либо в семье не организовано правильное питание, либо у ребёнка не сформировано правильное отношение к проблеме питания вообще и к своему здоровью в частности. Поэтому сегодняшний разговор о питании школьников считаю очень важным и своевременным.

Следует понимать, что если взрослым такое питание набегу может сходить с рук довольно долго, то детский организм очень быстро начинает реагировать различными нарушениями, которые взрослые долгое время не замечают, списывая их на плохое поведение, капризы, лень, невнимательность и др. А зря. В таких случаях нужно, прежде всего, проанализировать характер питания ребёнка, который в детском и подростковом возрасте должен более строго контролироваться, чтобы обеспечить рост и развитие детей, нормальную работу нервной и эндокринной систем, формирование скелета, а также поддерживать работоспособность ребёнка, предупреждать развитие миопии (близорукости), анемии и сформировать адекватную адаптацию к окружающей среде (социальную и физиологическую). Социальная адаптация – это умение жить в социуме, то есть умение приспосабливаться к ситуации и к окружающим людям, соответствовать требованиям, умение строить и реализовывать жизненные планы. Физиологическая адаптация – это способность организма приспособиться к изменениям внешней среды (перепадам температуры и давления, к повышенной солнечной активности, к сухости и влажности). Человек с нормальной адаптацией более вынослив, реже болеет и меньше устаёт.

Для нормальной работы организма, нервной системы вообще и мозга в частности с пищей нужно получать целый набор важных компонентов питания. Прежде всего, это ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых являются нерафинированные льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 столовых ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке.

Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи. Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее 4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде.

Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу. С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря.

Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане. Покупая новые виды молочных продуктов, обращайте внимание на срок хранения (он не должен превышать 14 дней) и на содержание добавок и консервантов, которые ложатся тяжёлым бременем на неокрепшие организмы наших детей, заставляя органы выделения (почки и печень) работать в запредельном режиме. Большое количество диатезов у детей младшего возраста врачи связывают именно с потреблением йогуртов, йогуртовых напитков, творожков с наполнителями и других подобных продуктов с длительным, до 3 месяцев, сроком хранения, которые содержат сразу несколько добавок. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. Уважаемые родители, не покупайтесь, на яркие этикетки и рекламу! То, что на самом деле полезно, обычно не рекламируется.

Кроме того, чтобы ребёнок был здоров, он должен получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий.

Следует знать, что утро является благоприятным временем для первого приёма пищи, так как после пробуждения начинает активно работать система желудка, выделяя достаточное количество пищеварительного сока для переваривания пищи. Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца.

Организм после завтрака готов к работе, хорошо запоминает и усваивает новый материал. Активно работающий мозг нуждается в промежутке между 9 и 13 часами в дополнительном количестве питательных веществ, которые будут полностью усвоены организмом. В школе как раз в это время дети получают второй завтрак. Важно убедить ребёнка не пренебрегать этим приёмом пищи. Он ведь всё равно что-нибудь съест, но, скорее всего, не то, что нужно.

Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда, как у детей, так и у взрослых. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств. Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, роллтонов, сухих завтраков и других продуктов быстрого питания.

Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно.

Ужинать детям нужно не позднее чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.

Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережёвывая пищу и не отвлекаясь. Приём пищи должен протекать в спокойной обстановке, без ссор и нравоучений. Негативная обстановка во время приёма пищи тормозит выделение пищеварительных соков и ухудшает процесс пищеварения.

Каких продуктов следует остерегаться? Следует полностью исключить из рациона детей чипсы, лапшу типа «Роллтон», бульонные кубики и др. пищу из пакетиков. Они содержат консерванты и большое количество скрытой соли, перегружая печень и почки, которые должны всё это обезвредить и вывести из организма. Эти продукты вредны взрослым, а детям и тем более. Никаких компромиссов в этом вопросе быть не может. Мы должны не просто оградить детей от вредных продуктов, но и сформировать у них правильное отношение к ним.

К нежелательным для детей продуктам я бы также отнесла бутерброды, пирожки, сдобные булочки, сосиски в тесте, пиццу, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, заварной картофель, хлопья, палочки, взорванные хлопья, фигурные изделия из кукурузы, сухие зерновые плитки. Питаться ими регулярно нельзя, это может привести к очень нехорошим последствиям.

Во-первых, они перегружают поджелудочную железу, приводя к резким колебаниям уровня сахара крови. Это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и на деятельность мозга, приводя к различным негативным последствиям. Как оказалось, существует связь между избыточным потреблением таких продуктов и плохим поведением школьников и студентов, развитием депрессивных состояний и числом правонарушений. Исключение этих продуктов из рациона учащихся приводило к снижению количества дисциплинарных нарушений на 48%.

Злоупотребление высокоуглеводными продуктами, как оказалось, повышает риск развития алкоголизма. Проведенный группой учёных эксперимент с подопытными крысами показал, что чрезмерная углеводная нагрузка при наличии дефицита витаминов и других биологически активных веществ способствовала развитию у них пьянства. Перевод крыс на сбалансированную полноценную диету снижал их потребность в алкоголе.

Кроме того, большая часть подобной пищи высококалорийна, содержит много жиров и углеводов, что приводит к быстрому нарастанию массы тела со всеми вытекающими последствиями. Имеется также очень настораживающая информация о том, что в результате термической обработки крахмалов образуются канцерогенные вещества, а при тепловой обработке жиров, используемых в фаст-фудах, образуются вещества, которые воздействуют на мозг, вызывая не просто привыкание к ним, а даже развитие зависимости по типу наркотической. Как видите, последствия такого рациона могут быть самыми серьёзными. Именно поэтому рацион питания наших детей и заслуживает самого серьёзного контроля со стороны взрослых.

Эти проблемы усугубляются практически полным отсутствием витаминов и минералов в такой пище, что может приводить к развитию гиповитаминозов и гипоэлементозов с развитием различных болезненных состояний. Например, недостаток кальция у детей приводит к нарушению формирования костной и мышечной ткани, к развитию у них сколиоза и остеопороза, к повышенной ломкости костей. Недостаток железа и кроветворных витаминов способствует развитию анемии, недостаток йода приводит к снижению у детей интеллектуальных способностей и к проблемам со щитовидной железой и т.д.

Поэтому, необходимо организовать здоровое питание детей в домашних условиях и контролировать питание детей вне дома. Родители должны также позаботиться о том, чтобы дети не отказывались от школьного питания.

(По материалам ГУ "Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии")

згарнуць